Воскресенье, 05.05.2024, 15:14
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Обмен опытом.

Повышение мотивации детей на логопедических занятиях средствами изобразительной деятельности.
[ Скачать с сервера (6.95 Mb) ] 02.03.2015, 21:20

 

Опытом работы делится Гурьева Елена Валерьевна, учитель-логопед МДОУ №61, что расположен в посёлке Кратово Раменского района. Елена Валерьевна имеет два высших образования. По первому образованию Елена Валерьевна - художник декоративно-прикладного искусства, а по второму - учитель-логопед. Через искусство педагог помогает детям преодолеть трудности в речевом развитии.

Повышение мотивации детей на логопедических занятиях средствами изобразительной деятельности

В настоящий момент современный этап модернизации образования связан с активным переходом от унифицированной системы образования к вариативной. Это обеспечивается благодаря ФГОС. Перед педагогами стоит актуальная задача по созданию благоприятной разнообразной среды для максимальной самореализации и развития личности каждого ребёнка, подготовки к школе.

Дошкольный возраст период интенсивного развития речи детей. С каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями, которым требуется логопедическая помощь.

Как правило, ежедневные логопедические занятия мало занимательны, так как строятся на механической работе ребёнка — многократных повторениях и заучиваниях. У детей наблюдается потеря интереса к занятиям, апатия или, напротив, повышенная раздражительность. Это побуждает искать новые психолого-педагогические средства устранения подобных негативных проявлений. Одним из таких средств является введение в коррекционную логопедическую работу таких продуктивных видов деятельности, как рисование, лепка и аппликация, обеспечивающие решение следующих коррекционно-воспитательных задач:

• развитие произносительной стороны речи;
• расширение и активизация словарного запаса;
• формирование грамматических категорий;
• развитие связной речи;
• развитие мелкой моторики;
• развитие воображения и творческого высказывания.

В продуктивной деятельности формируется восприятие и осознание речи, поскольку она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать предмет, игрушку, картину. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребёнок сам выполняет разнообразные действия.

Например: приклеил листок, взял кисточку, размял пластилин, отрезал уголок, положил карандаш в пенал.

Важно и то обстоятельство, что ребёнок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), это положительно влияет на коррекцию речевых нарушений.

При интеграции изобразительной деятельности в коррекционно-образовательную работу, каждое занятие приобретает характер игры.

Проходят с высокой мотивацией детей логопедические занятия (на этапе автоматизации звуков) с использованием многофигурных демонстрационных картин. Дома дети вырезают или раскрашивают своих персонажей, а на занятии рассказывают о них. Родители помогают детям узнать больше о своем персонаже, прочитать дополнительную литературу. Данный приём способствует формированию первичных естественнонаучных представлений, так как дети знакомятся со средой обитания некоторых представителей животного мира, способствует расширению и уточнению словаря, совершенствуется разговорная речь, воспитываются такие положительные качества, как усидчивость, аккуратность, целеустремлённость.

На этапе автоматизации звуков при заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Сам процесс изображения сопровождается у детей живой работой мысли и воображения.

Лепка позволяет снять стресс, помогает выражению чувств и восстановлению эмоционального равновесия, повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций), развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что положительно влияет на коррекцию речевых нарушений. Трудно представить себе более продуктивную ситуацию для развития связной речи. Данный вид изобразительной деятельности можно использовать для профилактики дисграфии и дислексии: детям предлагается лепить буквы составлять из них слоги, слова, с помощью цвета (красного, синего, зеленого) обозначить гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, создавая тем самым дополнительную наглядность при реализации задачи коррекции фонематических процессов. Для детей со сложной структурой дефекта задания делятся по уровням сложности. Индивидуальный подход осуществляется в рамках одного занятия.

На логопедических занятиях используется аппликация, дети практически получают конкретные представления о различной объёмной форме, величине предметов, силуэты которых они вырезают и наклеивают, осваивают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и.т.д.). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Применение указанных приёмов изобразительной деятельности на коррекционных занятиях формирует мотивацию, оказывает стимулирующее влияние на обогащение словарного запаса, способствует эффективной коррекции произносительной стороны речи, влияет на развитие у детей всех составляющих элементов речевой системы, а
также познавательных процессов.

Автор статьи Гурьева Елена Валерьевна, учитель–логопед.

Категория: Обмен опытом. | Добавил: Логопед
Просмотров: 930 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]