Воскресенье, 05.05.2024, 16:42
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Конспекты занятий

Составление рассказа по серии сюжетных картин "Ранняя весна"
25.01.2020, 00:00

Образовательная область:

познавательно-речевое развитие.

Цель: развитие связной речи, эмоциональной сферы у детей.

 

Задачи:

Образовательные:

  • развитие речевой активности, формирование словаря;
  • обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложениями, фразеологизмами, синонимами, антонимами)
  • закрепление представления о весне и ее приметах;
  • формирование навыков позитивной коммуникации.

Коррекционные:

  • развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие общей моторики;
  • развитие зрительного и слухового восприятия;
  • создание психологического комфорта, положительного эмоционального настроя в группе.

Воспитательные:

  • стимулирование положительных эмоций детей;
  • воспитание умения сопереживать герою картины, понимать его чувства.

Оборудование: серия сюжетных картин «Ранняя весна» ( № 1-4), презентация, сундук, разноцветные платочки, прищепки, солнышко, бумажные цветы (снежные комочки), ёмкость с водой, светодиодный светильник с разноцветными огнями.

 

Ход занятия

Дети входят в зал, здороваются.

 

  • Сюрпризный момент.

Психолог:

- Ребята, наш волшебный сундучок приготовил новые игры и загадки. Интересно, какие сюрпризы нас ожидают сегодня?

Открываем сундучок. ( В сундуке загорается свет от «волшебной» лампы.)

  • Загадка, составленная по методике ТРИЗ и РТВ:

Логопед:

- Белый но не облако.

Холодный, но не мороженое,

Длинноносый, но не чайник.

Что это? (По щелчку появляется отгадка-снеговик)

Психолог:

- Молодцы! Вы отгадали загадку. Это не последнее волшебство, которое приготовил нам сундучок. Но, к нему мы вернемся чуть позже (закрываем сундучок). А пока…

  • Игра «Чем был – чем станет»

Логопед:

- Посмотрите на экран. Вот наш снеговик. А всегда ли он был таким? Давайте рассмотрим прошлое и будущее снеговика. Чем был снеговик до того, как его слепили?

(по щелчку появляется стрелка влево и снег)

- Что происходит со снеговиком с приходом весны?

(по щелчку появляется стрелка вправо и вода).

 

Дети рассматривают первую картину из серии сюжетных картинок

Логопед:

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы так решили? (перечисление признаков зимы)

Психолог:

- Зима – прекрасное время года. Зимой весело играть со снегом. Предлагаю вам слепить снеговика.

  • Физкультминутка «Мы слепили снеговика»

Давай дружок, смелей дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.

  • Описание снеговика

Логопед:

- Ребята, сейчас поговорим о нашем снеговике.

- Из чего слепили снеговика?

- Из чего сделали руки снеговика?

- Из чего сделан нос?

- Что использовали вместо глаз?

- Что надели на голову?

- Какое настроение у нашего снеговика?

 

  • Игра на развитие зрительной памяти

Психолог:

- А не пора ли нам заглянуть в наш сундучок?

(открывает сундучок, достаёт снежинку)

- Посмотрите, снежинка. Это не простая снежинка, а волшебная. Для того чтобы узнать, какой сюрприз она для вас приготовила, необходимо вспомнить и назвать как можно больше предметов красного цвета, изображённых на картинке.

(красная труба, красная крыша, красное крыльцо, красное ведро)

 

  • Игра «Подбери нужное слово»

Логопед:

- А сейчас подберите предмет к слову:

заснеженные (ветви деревьев);

заснеженная (крыша дома);

заснеженное (поле, дерево).

 

  • Зрительная гимнастика «Танец снежинки»

Психолог:

- Молодцы! Снежинка дарит нашим глазам волшебный танец. Пусть глаза отдохнут, а мы послушаем прекрасную зимнюю мелодию кружащегося снега.

Логопед:

- Расслабьтесь, следите за танцующей снежинкой одними глазами.

 

  • Игра «Закончи предложение. Подбор антонимов»

Логопед:

 

- Ребята, сегодня заканчивается первый весенний месяц. Весь март мы наблюдали за тем, что происходит в природе с приходом весны.

1. Зимой природа замирает, а весной (оживает):

1. Зимой небо низкое, а весной (высокое);

2. Зимой дни короткие, а весной (длинные);

3. Зимой снег рыхлый, а весной (липкий);

4. Зимой воздух холодный, а весной (теплый).

- Наши глаза отдохнули, из-за облаков выглянуло солнце.

 

  • Дидактическая игра с прищепками «Подбери слово»

- Какое настроение у нашего солнца?

- Как назвать солнце ласково?

- Чтобы солнце засияло, мы будем дарить ему лучики (прищепки) и при этом говорить, какое оно весной.

- Весной солнце какое? (яркое, теплое, ласковое, лучистое, золотое, сияющие, доброе, приветливое……)

- А, если бы солнце было живым? (милое, улыбчивое, озорное)

- А бывает солнце разноцветным?

- Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. Оно улыбается нам, и мы улыбнёмся ему в ответ.

 

Дети рассматривают вторую картину из серии сюжетных картинок

Логопед:

- Ребята, заканчивается первый весенний месяц. Весь март мы наблюдали за тем, что происходит в природе с приходом весны.

 

  • Игра «Закончи предложение»

- Зимой природа замирает, а весной (оживает).

- Зимой небо низкое, а весной (высокое).

- Зимой дни короткие, а весной (длинные).

- Зимой снег рыхлый, а весной (липкий).

- Зимой воздух холодный, а весной (теплый).

 

  • Дидактическая игра «Комочками снега»

Психолог:

- Ребята, а не пора ли нам заглянуть в волшебный сундучок? Что это?

(достает снежные комочки)

Логопед:

- Это же самые настоящие комочки снега. Предлагаю рассказать обо всем, что может происходить со снегом весной.

- А сейчас расскажите, какой снег весной?

- Вот какой большой сугроб у нас получился.

 

  • Динамическая пауза

Психолог:

- Ребята слышите капель? Сосульки тают. Они играют нам весеннюю мелодию. Возьмите платочки и представьте, что это капельки. Они блестят на солнце разноцветными огоньками. Давайте поиграем с ними.

Дети встают в круг и выполняют различные движения:

  • подбрасывают платочек вверх и ловят их поочерёдно то правой, то левой рукой;
  • сминают платок в ладошке в виде комка и бросают его вверх;
  • перебрасывают платок друг другу в парах.

 

Дети рассматривают третью картину из серии сюжетных картинок

 

  • Игра «Закончи предложение»

Логопед:

- Солнце весной стояло высоко, но с каждым днём становилось всё выше

- Снеговик опустился низко, но с каждым днём становился всё ниже.

- На улице стало тепло, но с каждым днём становилось всё теплее.

Дети рассматривают четвёртую картину из серии сюжетных картинок

Логопед:

- Расскажите, глядя на картинку, что произошло со снеговиком дальше?

- Обратите внимание, рядом со снеговиком появился оттаявший от снега участок земли. Как он называется? (Проталина)

 

- К нам весна шагает быстрыми шагами.

И сугробы тают под её ногами.

Черные проталины на полях видны,

Верно очень теплые ноги у весны.

 

- Как вы понимаете слово проталины?

- Проталины выделяются на фоне пока еще зимнего пейзажа. Весна выбирается из-под снежного одеяла, чтобы, придя на смену белой зиме, раскрасить землю яркими красками: зеленой травой, сочной листвой, красивыми цветами, порхающими бабочками и щебечущими птицами. Мы с нетерпением ждали весну, и вот она пришла.

 

  • Образование сложных слов

 

Логопед:

 

- Составьте новое слово из двух.

 

- Если мы долго ждем весну, значит, она какая? (Долгожданная)

- Как называется явление, когда тает снег? (Снеготаяние)

- Каким словом, можно назвать первые цветы? (Первоцветы)

- Как называются первоцветы, (Подснежники)

 

  • Составление рассказа по серии сюжетных картин

Логопед:

- Предлагаю составить рассказ.

Дети составляют рассказ по опорным словам: однажды, вместо, снеговик, пришла весна, выглянуло солнце, снег, солнце, на улице, снеговик, нос, появились, выросли.

- Ребята, если бы вы были снеговиками, то как бы вы рассказали эту историю?

- Как мы назовем наш рассказ.

Психолог:

- Немного печальная получилась история. Но, не грустите - есть и хорошие моменты с приходом весны.

Наш сундучок дарит нам последний сюрприз. Для этого нам надо опустить комочки снега в воду, и произойдет самое настоящее волшебство.

(Дети опускают в воду комочки снега, и распускаются цветы).

Логопед:

- Снеговик напоил водой землю и продолжил жить в весенних цветах, даря нам радость и красоту природы.

СПАСИБО!

 

 

Категория: Конспекты занятий | Добавил: Логопед
Просмотров: 404 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]